от меньшего: К БОЛЬШЕМУ
по-русски
  in english
 
 

Лизинг

Лизинг спецтехники
Лизинг коммерческих автомобилей
Лизинг легковых автомобилей
Лизинг оборудования
Лизинг недвижимости
С нами удобно и выгодно
Стоимость наших услуг
Порядок оформления лизинга
Лизинг в России
Статьи о лизинге
ЧаВо

Главная / Лизинговый брокер / Статьи о лизинге

Статьи о лизинге

  

29.10.2008

Лизинговый Брокер

Появление на российском рынке лизинговых брокеров - факт симптоматичный, и он заслуживает отдельного анализа. Этому явлению уже не менее 3-4 лет, что позволяет говорить не об отдельных фактах, но о тенденциях и закономерностях.

В большинстве случаев лизинговыми брокерами становятся бывшие сотрудники банков и лизинговых компаний, не ужившиеся внутри финансовой системы. Они отправляются в свободное плавание вооруженные знаниями о внутреннем устройстве лизинговой деятельности и движимые коммерческим интересом. Многие начинают в статусе частного лица, а через некоторое время регистрируют свою компанию, которую и позиционируют как лизингового брокера.
 
По аналогии с брокерами, работающими на фондовом рынке, лизинговый брокер может выбирать для потенциального лизингополучателя наиболее подходящую ему программу финансирования и оказывать помощь в оформлении сделки. Однако, в отличие от фондового рынка, где деятельность брокерких компаний четко регламентирована и пристально контролируется государством, лизинговый брокер  практически предоставлены сами себе. И если лизинговые компании отчитываются за каждую проведенную сделку перед ФСФМ, банки - перед ФСФМ и Центробанком, то лизинговый брокер подвержен только риску налоговых проверок. А тот факт, что большинству из них еще не исполнилось 3-х лет, позволяет им чувствовать себя свободно даже в отношении налоговой службы.
 
Услуги лизингового брокера нужны там, где лизингополучатели не знают о предложениях лизингодателей, или в силу недостаточной финансовой грамотности не могут разобраться в преимуществах того или иного варианта. Чем дальше от столиц, тем ярче эта закономерность. Об этом косвенно говорят и расценки на услуги лизинговых брокеров. Если средняя ставка брокерского вознаграждения в Москве и Санкт-Петербурге, составляет около 1-2 % от стоимости лизингового имущества, то в республиках Поволжья данные цифры могут доходить до 5 %, а в особо удаленных регионах до сих пор можно встретить ставки свыше 10 %.
 
Разница в рыночной позиции лизингодателя и лизингового брокера очевидна. Лизинговая компания - это источник услуги, она же несет налоговую и кредитную нагрузку, принимает на себя определенные риски по сделке. Лизинговый брокер же чаще всего готов принимать участие в заключении лизингового договора, но не готовы принимать на себя какие-либо риски его дальнейшего сопровождения. В частности, от проблем с возможной неплатежеспособностью лизингополучателя, инспектированием предмета лизинга, урегулированием страховых случаев и прочих непростых моментов лизинговый брокер предпочитают самоустраняться.
 
В результате возникает перекос, несоответствие уровня риска уровню доходности среди участников операции. Это ненормальная ситуация, и рано или поздно рынок расставит все на свои места. Тем более, что во многих случаях деятельность лизингового брокера носит разовый характер: единожды заключив договор с лизинговой компанией на выгодных условиях, лизингополучатель при заключении следующего договора уже будет знать куда и как обратиться. Для него посредничество лизингового брокера при повторном обращении оказывается не нужным.
 
Об оплате услуг лизингового брокера нужно сказать особо. Брокеридж на крупных лизинговых сделках имеет недвусмысленное сходство со взяточничеством. В процессе работы над большим проектом лизингодатель и лизингополучатель вынуждены общаться очень плотно, прямые контакты между ними неизбежны. Обязательства по сделке также принимают на себя стороны договора лизинга. А функция лизингового брокера - просто свести друг с другом нужных людей…. При этом повлиять на решение лизингодателя он все равно не может: слишком рискованный проект будет отклонен, а заслуживающий внимания - профинансирован, причем без оглядки на его мнение. В результате обоснованность платы за его услуги оказывается под вопросом.
 
На относительно небольших суммах - поводов для услуг лизингового брокера больше. Именно в розничном лизинге можно сравнивать различные варианты финансирования и выбирать лучшие. Но типовые условия и скоринговые методы оценки открывают перед лизинговым брокером не только большее поле для деятельности. Его стремление к увеличению потока таких сделок, подчас приводит к искажению информации о клиенте. Лизинговый брокер хорошо знает критерии одобрения сделок и требования лизингодателя. Чтобы повысить шансы на финансирование, он готов оказать "помощь" лизингополучателю в подготовке пакета документов. Поскольку сам он в дальнейших рисках по заключенному договору участвовать не будет, то соблазн внести корректировки очень велик. В результате лизингодателю приходится более тщательно проверять всю информацию по сделке, что, в конечном счете, выливается в большую себестоимость лизингового продукта.
 
Дополнительный фактор риска - теперь уже для лизингополучателя - заключается в том, что в большинстве случаев между лизинговым брокером и его клиентом не существует договорных отношений в общепринятом смысле. То есть, услуги лизинговый брокер оказывает, но какого-либо договора с клиентом не заключает. Ведь гарантий на то, что лизинговый договор все-таки будет заключен, лизинговый брокер дать не может. Не может он отвечать и за условия, предложенные клиенту в лизинговом договоре. Соответственно, какие-либо претензии клиента по поводу оказанных (или не оказанных) услуг будут несостоятельны.
 
Клиент редко задумывается об этом деликатном моменте, так как не оплачивает услуги лизингового брокера напрямую. Вознаграждение брокеры чаще всего получают не от лизингополучателя, а от лизингодателя. Его размер не афишируется, и в конечном счете "зашивается" в стоимость лизинга для клиента. Эту практику лизинговый рынок перенял у страховщиков. Однако в страховании брокерское движение за последние годы имеет четкую тенденцию к угасанию. Точнее к трансформации брокерских взаимоотношений в агентские. Те игроки, которые еще 2-3 года тому назад позиционировали себя как страховые брокеры, сегодня фактически работают по агентской схеме при каком-то одном крупном страховщике.
 
Аналогичная тенденция характерна и для лизинговых брокеров. В конечном счете, вместо широкого охвата максимального количества лизинговых предложений, большинство из них концентрируются на 3-4 лизинговых компаниях. Внутри этого ограниченного круга естественным образом складывается мини-разделение: юридические лица - к одному лизингодателю, индивидуальные предприниматели - к другому, сделки со специфическим предметом лизинга - к третьему. В результате вместо полноценного поиска лучшего из возможных предложений, данная деятельность сводится к агентской схеме по разным категориям сделок с разными лизингодателями. При этом немаловажным фактором становится размер вознаграждения, который лизинговая компания готова заложить в экономику сделки.
 
В результате идеология брокерской деятельности - поиск лучшего предложения на рынке - подменяется меркантильным интересом. Лизинговому брокеру выгодно не найти для клиента наиболее дешевое предложение, а продать тот лизинговый продукт, с которого он получит наибольшее вознаграждение. По законам арифметики, такой продукт никак не может получиться самым дешевым.
 
Все встанет на свои места, если брокеры будут готовы заключать соответствующие договора напрямую с клиентом, и получать от них плату за свои услуги. Тогда их знание рынка лизинга получит справедливое вознаграждение. Но к такому сценарию большинство клиентов пока не готовы.
 
Более того, у лизингополучателей появляется собственный "брокерский" опыт. Во всяком случае, в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах нередки случаи, когда клиент делает запрос в 2-3 лизинговые компании одновременно. Получив предварительные расчеты, он самостоятельно выбирает подходящий вариант. Как следствие, можно предположить, что с ростом финансовой просвещенности потребителей количество лизинговых брокеров будет сокращаться.
 
Приведенные аргументы раскрывают негативную сторону деятельности лизинговых брокеров. Однако, необходимо отметить, что помимо указанных тенденций действуют и другие. Агрессивные маркетинговые стратегии лизингодателей, стремление быть ближе к клиенту, дефицит времени у лизингополучателей, и другие, - действуют как раз в пользу развития брокерского движения. Какие из этих тенденций окажут большее влияние на рынок - будет видно уже через пару лет.
 
 
По материалам http://www.rbc.ru/reviews/


« Назад к списку

Актуальный вопрос
Что Вы ищете на нашем сайте?
 
 
 
 
 

Смотреть результаты
   
 
от меньшего:
К БОЛЬШЕМУ
Россия, 119019, г. Москва
Калашный пер. 5, оф. 209

Обратная связь | Лизинговый Брокер | Страховой Брокер

  © бюро|финансовых технологий, 2007-2017

Rambler's Top100