от меньшего: К БОЛЬШЕМУ
по-русски
  in english
 
 

Лизинг

Лизинг спецтехники
Лизинг коммерческих автомобилей
Лизинг легковых автомобилей
Лизинг оборудования
Лизинг недвижимости
С нами удобно и выгодно
Стоимость наших услуг
Порядок оформления лизинга
Лизинг в России
Статьи о лизинге
ЧаВо

Главная / Лизинговый брокер / Статьи о лизинге

Статьи о лизинге

  

08.01.2009

Страшный сон российского автолизинга

Согласно закону 158-ФЗ от 22.07.2008г. с 1 января 2009 года отменяется возможность применения ускоряющих коэффициентов при амортизации переданного в лизинг имущества 1-3 амортизационных групп.

Нужно отметить, что при лизинге имущества 1-2 групп ускоряющий коэффициент применяется редко. Однако его отмена для имущества 3 группы создаст существенно более невыгодные условия приобретения имущества в лизинг по сравнению с действующими сегодня. "Для лизинговых компаний данная мера означает возможность появления существенного дисбаланса соотношения доходов и расходов. В процессе действия договора, лизинговая компания будет вынуждена уплачивать повышенный размер налога на прибыль, а в момент передачи имущества (по окончанию действия договора лизинга) получит убытки от списания высокой остаточной стоимости имущества", - отмечает Булат Урбазаев, Директор по экономическому развитию и финансам компании "ЛИКОНС".

Наибольший урон отмена ускоряющих коэффициентов нанесет сегменту лизинга автомобилей малого и среднего классов. Даже не урон – это будет практически полная ликвидация сегмента легкового автолизинга. Запрет ускоренной амортизации затронет лизинг всех автомобилей особо малого, малого и среднего классов с рабочим объемом двигателя не более 3,5 литров. Согласно исследованиям ассоциации Рослизинг, такие автомобили в 2007 году заняли из числа переданных в лизинг около 95% в количественном выражении и около 80% в стоимостном. Это огромный сегмент рынка.

Отмена коэффициента ускорения уменьшит привлекательность услуги лизинга автомобиля из 3 группы амортизации. Лизинговым компаниям по таким машинам придется устанавливать минимальный срок лизинга в три года или же предлагать ставить автомобиль на баланс лизингополучателя. Ни то, ни другое зачастую не в интересах покупателей автомобилей. Интерес к автолизингу останется только со стороны тех клиентов, которые будут рассматривать его не как финансовый инструмент, а как сервисную услугу, позволяющую приобретать автомобиль с минимальным взносом и широким набором сопутствующих услуг. Единственным же путем развития компаний, которые специализируются на лизинге автотранспорта, видится расширение набора дополнительных услуг в процессе эксплуатации автомобиля, и развитие оперативного лизинга.

"Отмена коэффициента ускорения может происходить тогда, когда ресурс данного налогового стимулирования исчерпан. Например, как в Европе, где все уже покупают автомобили в лизинг и налогового стимулирования такого инструмента не требуется. Неужели мы в России подошли к этому, если из более чем 2,5 млн. легковых машин в лизинг продается едва ли 1%? Неужели финансирование покупок транспорта в нашей стране избыточно? Появление в Законе ускоренного списания на затраты покупки всех основных средств (в размере 10-30% первоначальной стоимости) всеми приветствуется. Но зачем при этом отменять действующие нормы ускоренной амортизации для 1-3 групп оборудования? Что выиграет от этого бюджет и налогоплательщики? Кому были представлены такие расчеты и каковы они?", - задается вопросом Александр Михайлов, директор по развитию бизнеса Europlan.

Расчетов и мнения лизингового сообщества при разработке данного закона очевидно не спрашивали. Из 125 участников нашего исследования, только 34% компаний знали о подготовке закона, причем только 11% знали, что в законе будет норма, отменяющая ускоренную амортизацию для 1-3 групп оборудования. Остальные 89% лизингодателей узнали "приятную новость" уже после принятия закона.

Впрочем, пострадает в 2009 году далеко не только автолизинг. Первые три амортизационные группы помимо автомобилей включают в себя такое оборудование как счетные машины для банкнот, ленточные и пластинчатые конвейеры (до свиданья аэропорты), лабораторное оборудование для сельского хозяйства, машины для заготовки кормов ("да здравствует" поддержка села), автобусы длиной до 7,5 метров, некоторые специальные автомобили и навесное оборудование к машинам для уборки городов (прощай ЖКХ), персональные компьютеры, серверы и принтеры (которые морально устаревают за один год), лесопромышленные тракторы, станки различного назначения, а также многое другое согласно классификации в Постановлении Правительства РФ №1 от 1.01.2002г.

По данным проведенного нами исследования, имущество первых трех групп в сумме всех заключенных сделок за 9 месяцев текущего года, составило около 18%. Это значит, что уже в самом начале следующего года Россия торжественно может прощаться с шестой частью лизингового рынка. Представляется, что в наибольшей степени в итоге пострадают малый и частично средний бизнес, которые лишатся преимущества лизинговых сделок с целым рядом недорогого мобильного оборудования.
Оздоровление кризисом

Многие компании в нынешних условиях осуществляют текущее обслуживание уже существующих сделок, однако новые сделки практически не заключают. Недопущение дефолтов и наращивания безнадежных долгов сегодня является важнейшей задачей любой лизинговой компании и условием ее выживания. "В последнее время лизингодатели все чаще сталкиваются с невозможностью лизингополучателей обслуживать текущие обязательства. Поэтому можно с большой долей уверенности прогнозировать, что основной тенденцией ближайшего времени будет реструктуризация текущего портфеля лизинговых компаний, а не его наращивание", - говорит Алексей Иодко, генеральный директор ООО "Райффайзен-Лизинг".

На 1 октября текущего года доля проблемной задолженности (платежи, просроченные более чем на 2 месяца) составляла у лизингодателей в среднем около 1% от суммы портфеля (по данным 65 транспарентных компаний, согласившихся предоставить такую информацию).

"Что касается просроченной задолженности, то мы допускаем возможность ее увеличения в ближайшие 6 месяцев в связи с текущей ситуацией на рынке и риском ухудшения дисциплины обслуживания лизинговой задолженности со стороны клиентов, в т.ч. государственных и ведущих в своих отраслях частных предприятий. В то же время наша компания уделяет этому направлению деятельности большое внимание, у нас были давно сформированы специализированные подразделения по работе с проблемными активами, регламентированы все бизнес-процессы, системно построена работа по взысканию просроченной задолженности. По сделкам розничного лизинга мы активно работаем с коллекторскими компаниями. Фактическая просроченная задолженность по договорам лизинга по состоянию на 01.07.08 г. составляет 1,32% от общего портфеля, существенных изменений пока не наблюдается. В части продуктового предложения мы пересмотрели риски в отношении отдельных отраслей и сегментов, увеличили аванс по продуктам с 10% до 30%, снизили сроки предоставления с 5 до 3 лет", - отмечает Вячеслав Арутюнян, первый заместитель генерального директора ООО "Лизинговая компания УРАЛСИБ".

Из-за проблем с финансированием и пересмотра банками условий действующих договоров, лизинговые компании вынуждены принимать собственные меры, чтобы избежать дефолта. В связи с этим лизингодатели рассматривают вопрос о повышении ставок по заключенным лизинговым сделкам. «Чтобы остаться «на плаву» и пережить кризис, компаниям сегодня необходимо иметь возможность осуществлять оперативный контроль состояния портфеля и своевременно проводить перерасчет сделок или «завязывать» расчет на актуальные условия финансирования, - считает Дмитрий Курдомонов, управляющий директор компании «Хомнет Лизинг», ведущего российского разработчика информационных систем для автоматизации лизинга. – Однако решиться на изменение уже подписанных договоров непросто, в частности потому, что на портфелях больших объемов совершать подобные операции – задача очень трудоемкая и чреватая множеством ошибок. Но несмотря на это, среди клиентов "Хомнет Лизинг" уже есть несколько лизингодателей, которые начали использовать такую практику. Благодаря комплексной информационной системе они могут производить перерасчеты ставок по текущим договорам максимально оперативно и без ошибок, что немаловажно для лизингополучателей. Это позволяет надеяться, что и другим лизинговым компаниям подобные меры позволят переждать «смутные времена».

Улучшение ситуации в лизинговой отрасли ожидается не ранее 2010 года. "Оздоровление рынка нас ждет через год-полтора, после того как закончится жесткая встряска, переоценка рисков и активов, - заявляет Александр Кожевников, генеральный директор ОАО "Авангард-Лизинг". - Нельзя финансировать предмет лизинга без понимания, сколько он реально стоит. Мы наблюдали в последнее время случаи, когда недвижимость, вагоны, корабли и прочее финансировались с авансами 10-15% при условии, что за последний год цена выросла на 30-50%, а сейчас она падает с такой же скоростью. Такие сделки заключались только потому, что высока конкуренция между лизинговыми компаниями и амбиции менеджмента требуют роста, невзирая на риски. Отсутствие чувства реальности завело многих в сложное положение, поэтому гибель части компаний неизбежна, после этого наступит выздоровление".

Все происходящие на рынке неблагоприятные события не позволяют прогнозировать положительный прирост объема рынка по итогам 2008 года. Учитывая традиционно высокую деловую активность в последнем квартале года, мы ожидаем, что сокращение рынка лизинга в 2008 году не превысит 18%, а сумма новых лизинговых сделок составит 810-860 млрд. руб. Возобновление роста лизинговой отрасли можно ожидать со второго полугодия следующего года при условии отсутствия внешних шоков. Первая волна кризиса привела к снижению объема рынка в результате значительного сокращения деятельности инвесторами и кредиторами. Однако после того, как будут найдены новые точки равновесия и восстановятся источники фондирования, лизинг так же быстро может набрать прежние темпы роста. Объем рынка в частности, может существенно вырасти благодаря действию двух факторов. Во-первых, это эффект государственных лизинговых программ. Не исключена национализация некоторых лизинговых компаний, или создание новых государственных лизингодателей, для поддержки национальных приоритетных госпрограмм. Несмотря на присущую госкорпорациям низкую эффективность деятельности, они имеют широкий доступ к источникам фондирования, поэтому госсектор может стать дополнительным драйвером роста лизинговой отрасли. Во-вторых, это присущий рынку лизинга эффект крупных сделок, когда небольшое количество значительных контрактов дают сразу несколько процентов прироста его объемов. Замороженные сегодня на стадии планирования или одобрения, такие сделки при появлении достаточных источников средств, дадут дополнительный толчок развитию рынка.


По материалам рейтингового агентства Эксперт РА (www.raexpert.ru)


« Назад к списку

Актуальный вопрос
Кем Вы являетесь?
 
 
 
 
 
 

Смотреть результаты
   
 
от меньшего:
К БОЛЬШЕМУ
Россия, 119019, г. Москва
Калашный пер. 5, оф. 209

Обратная связь | Лизинговый Брокер | Страховой Брокер

  © бюро|финансовых технологий, 2007-2017

Rambler's Top100